Черненко

20.09.2020
Изучая свою родословную, я установил, что одна их моих прабабушек по линии отца - Лалетина Дарья Данииловна родом из деревни Тесинской (Большой Теси) Новоселовской волости Минусинского уезда Енисейской губернии. В этой же деревне по официальным данным, 24 сентября 1911 года родился будущий Генсек ЦК КПСС Константин Устинович Черненко. В процессе сбора архивных материалов в Государственном архиве Красноярского края (ГАКК) мне встречались различные документы по семье Черненко из деревни Тесинской. Среди них метрические книги, исповедные росписи Анашенской Спасской церкви, ревизские сказки жителей деревень Новоселовской волости и др. При этом родственных связей семьи Черненко с моими предками замечено не было, хотя отец К.У. Черненко - Устин Демидович неоднократно бывал восприемником при крещении моих родственников по фамилии Катцыны из д. Аёшиной (Аёшки), расположенной неподалеку - на противоположном берегу реки Енисей. К примеру, вот выписка из метрической книги Анашенской Спасской церкви 1902 года [1]: 

О родившихся: 
21 января. Агния. Деревни Аёшки крестьянская девица Евдокия Максимова Катцына, православнаго вероисповедания. Незаконно рожденная. Восприемники: деревни Теси уволенный в запас армии рядовой Иустин Демидов Черненко и деревни Аёшки крестьянская дочь, девица Мариамна Максимова Катцына.

Биография Константина Устиновича Черненко содержит немало «белых пятен» и противоречивых сведений, в том числе о статусе его предков. В энциклопедических справочниках и иных печатных изданиях советского и постсоветского периода утверждается о том, что предки К.У. Черненко происходили из крестьян, переселенцев с Украины XVIII или XIX вв., его дед и/или прадед якобы подрабатывали на медных и золотых приисках Минусинского округа. На основании изученных архивных материалов по родословной семьи Черненко вырисовывается несколько иная картина. Выяснилось, что прапрадед К.У. Черненко - Алексей Моисеевич Черненко был не переселенцем, а поселенцем, т.е. ссыльным 5-й категории, которого по приговору суда отправили в сибирскую ссылку. Самое раннее упоминание о поселенце А.М. Черненко обнаружено за 1825 год. В деле ГАКК «Об окладных поселенцах» [2] записаны поселенцы Новоселовской волости. По деревне Тесинской содержится в т.ч. такая информация:

Июня 17 дня 1825 года 
Степан Лайвенко 19 л 
Иван Свинюков 45 л 
Мосей Кашененко 20 л 
Алексей Черненко 30 л 
Семен Степанов 43 л 
Ян Галицкий 22 л 
Алексей Кринцов 25 л
Октября 5 дня 
Степан Андреев 23 л 
Степан Архименков 33 л

Страница из документа публикуется ниже: 

Из данного текста следует, что А.М. Черненко прибыл на поселение в деревню Тесинскую 17 июня 1825 года. Там же на Л. 17 по селу Анашенскому записан еще один поселенец по фамилии Черненко – Иван Иванов Черненко 24 лет, поступивший 6 октября 1824 года. Имеет ли он отношение к Алексею Черненко, пока не установлено. В следующем материале из ГАКК «Дело об окладных поселенцах пропитанных, приписанных к старожилам 1830 г.» [3] есть документ «Регистр, учиненной в Новоселовском волостном правлении об окладных поселенцах с 1823 года по 1830 год», где приводятся дополнительные сведения о поселенце А. М. Черненко:

Д. Тесь
N118 Алексей Черненко. 30 лет. Состоит налицо в 5 разряде. Имеет дом, скотоводство и хлебопашество, холост.

Далее представлен фрагмент записи:

В ГАКК хранится ревизская сказка по деревне Тесинской Новоселовской волости Минусинской округи Енисейской губернии, составленная 28 июля 1834 года [4]. В разделе «Окладные поселенцы» по этой деревне записано 7 душ мужского пола и 1 душа женского пола, всего 8 душ. Привожу список поселенцев полностью:

Окладныя поселенцы
1.Осип Васильев Авдеев 50 лет. 
2.Ян Голецкий 31 год. 
3.Степан Лейвенко /бежал в 1829 году/ 
4.Алексей Черненко 39 лет. Алексея Черненкова жена Акулина 21 года 
5.Степан Архименко 42 лет. 
6.Василий Алексеев /бежал в 1828 году/ 
7.Алексей Григорьев Крайцов 33 лет.

Далее представлены фрагменты из ревизии:

Из приведенного документа следует, что окладной поселенец деревни Тесинской Новоселовской волости Алексей Черненко примерно 1795 года рождения был женат, детей на момент проведения ревизии не имел. Выписка из «Устава о ссыльных»[5]:

Ссылка в Сибирь есть двоякая: 1)в каторжную работу; 2)на поселение. Та и другая определяются не иначе, как приговором Судебных мест. Поселенцы, лица, принадлежавшие к одному из разрядов ссыльных, отправляемых в Сибирь на поселение. Их юридический статус определялся Уставом о ссыльных – документом, прилагавшимся к «Учреждению для управления Сибирских губерний», который был изложен в именном е. и. в. указе Сенату в 1822 в связи с разделением Сибири на Западную и Восточную. В отличие от ссыльнокаторжных (приговоренных к работам на фабриках и заводах) назначенные на поселение делились на 6 групп и направлялись: 1) на пополнение заводских работников; 2) в ведомство сухопутных сообщений; 3) в ремесленники; 4) в цех слуг; 5) на поселение; 6) в неспособные. Устав предписывал относить к 5-й группе людей, «способных к сельским работам», и называть их «поселенцами». Они либо отправлялись в новые селения, заводимые на счет казны собственными силами, либо приселялись в деревни к старожилам. Для жительства в казенные поселения назначались женатые или те, которые найдут возможность жениться в течение 1-го лета (туда же отсылались и незамужние женщины, способные к работе). В продолжение 1-го года эти поселенцы «производили общие работы для целого селения» и получали казенный провиант; с весны будущего года им отводилась земля, выдавались орудия для ее обработки, а также ссуда на последующие 3 льготных года на все селение. В течение обозначенных 5 лет казенные поселенцы находились в ведении одной из экспедиций о ссыльных (их было 4: Тобольская, Томская, Енисейская, Иркутская). По прошествии льготных лет они обязаны были возвратить ссуду и после этого переводились в крестьянское сословие. Поселенцы, назначавшиеся в старожилые деревни, облагались казенными податями и 50-копеечным сбором (на содержание больных), но освобождались от земских и волостных повинностей; подать налагалась на них отдельно от старожилов и только на наличных. В случае недоимки они отдавались в работу старожилам. Ссыльный, заводивший в течение 5 лет двор, зачислялся в крестьяне, при этом ему давалась 3-летняя льгота от податей и 20-летняя отсрочка от рекрутства. Неводворившиеся оставались на положении поселенцев, или зачислялись в разряд неспособных. Известно, что казенные поселенцы совершали частые побеги, а назначавшиеся в селения старожилов в нарушение Устава о ссыльных поступали в рекруты за крестьянских сыновей.

Двумя годами ранее Алексей Черненко женился. Вот выписка из метрической книги Анашенской Спасской церкви за 10 января 1832 года [6].

Запись «О бракосочетавшихся»:
Жених Минусинскаго округа Новоселовской волости деревни Тесинской поселенец Алексей Мосеев Чернов с невестой Балыхтинской волости деревни Бережековой крестьянина Савелья Ерлыкова з дочерью ево девицой Акилиной венчан Новоселовскаго села Петропавловской церкви священником Александром Алексиевым Алексеевым. Тысяцкой Балыхтинской волости деревни Бережековой крестьянин Федор Баскаков и поезжанин Иван Егоров Плотников.

Ниже публикуется копия отрывка из метрической книги с записью брака А.М. Черненко:

Сведения о семье Акилины Ерлыковой за 1828 год можно посмотреть в исповедной росписи Караульно-Острожской Спасской церкви [7]. Среди крестьян деревни Бережековой записана семья:

Савелий Григорьев Ерлыков 40 лет
Его жена Настасья Осипова 38 л
Их дети: Прокопий 8 л
Акилина 21 г
Анисья 4 л
Брат его Осип 33 л
Жена его Лукия Федорова 29 л
Их дети: Игнатей 9 л
Васса 6 л

В 1834 году в семье поселенца Алексея Моисеевича Черненко появился сын Диомид – дед Константина Устиновича, о чем свидетельствует запись в метрической книге Анашенской Спасской церкви[8]:

10 числа (августа) деревни Тесинской у поселенца Алексея Мосеева Черненкова и законной его жены Акилины Савельевой родился сын Диомид. Восприемник села Анашенскаго поселенец Кондратей Васильев Никитин.

Копия с фрагментом этой записи представлена далее:

В исповедной росписи Анашенской Спасской церкви за 1845 год по деревне Тесинской[9] в разделе «Крестьяне и их домашние» учтена семья Алексея Мосеева Черных 51 года (здесь неправильно указана фамилия, но есть отчество). У Алексея жена Акилина Васильева 36 лет (неверно записано отчество) и дети Дамиан 9 лет, Евдокия 7 лет и Параскева 3 лет. Вот скан из упомянутого документа:

7-го февраля 1854 года Диомид Алексеевич Черненко женился на крестьянской дочери Февронье Романовне Плотниковой. Об этом событии в метрической книге Анашенской Спасской церкви сделана соответствующая запись[10]:

Минусинскаго округа Новоселовской волости деревни Тесинской крестьянин Диомид Алексеев Черненков, православнаго вероисповедания, первым браком, 19 лет и того же округа и волости, деревни Бескышенской крестьянская дочь, девица Февронья Романова Плотникова, православнаго вероисповедания, 18 лет. Поручители по жениху той же округи и волости деревни Тесинской крестьянин Парфений Васильев Терсков и деревни Иржинской крестьянин Прокопий Савельев Ерлыков; по невесте села Анашенского крестьянин Прокопий Яковлев Колегов, и деревни Кульчетской крестьянин Роман Потапов Кирилов.

Ниже представлена копия из метрической книги:

Учтена семья Алексея Черненко и в X-й ревизии 1858 года по деревне Тесинской [11]. В разделе «Поселенцы половинного оклада» отмечено, что Алексей Черненко 64-х лет поступил на поселение с 1-й партией ссыльных в 1825 году, по IX–й ревизии 1850 года он состоял в разряде окладных поселенцев. У Алексея Черненко жена из крестьянок Акулина Савельева 46-ти лет, сыновья Демид и Варлам (их возраст приводится по крестьянской ревизии 1850 года, где им показано 15 и 5 лет соответственно) и дочери Авдотья (умерла в 1855 году), Парасковья 17 лет и Ксения 7 лет.

В разделе «Крестьяне и их домашние» этой же ревизии 1858 года[12] также записаны:

Поселенца 5-го разряда Алексея Черненка сын Демид 23 лет, Демида Алексеева жена Февронья Романова 22 лет, его дочь Пелагея 1 года.

Представляю фрагмент из упомянутого документа:

По исповедной росписи Анашенской Спасской церкви за 1860 год по деревне Тесинской [13] значится Алексей Мосеев Чернов 65 лет, у него жена Акилина Васильева 49 лет (неверно указано отчество). А вот в аналогичном документе за 1865 год[14] Алексей Мосеев Черненко отсутствует, видимо он умер между 1860-м 1865-м годами. Главой семьи числится его вдова Акилина Савельева, вот выписка из росписи:

Л. 53 об.
Вдова Акилина Савенова Чернова 54 лет
Дети ея Деомид 30
Варлаам 18
Ксения 11
Ирина 8
Л. 54.
Деомидова жена Феврония Романова 29
Дети их Косма 5
Пелагия 8

Далее публикуются фотографии упомянутых выше фрагментов:

А вот выписка из метрической книги Анашенской Спасской церкви[15] за 25 мая 1874 года о рождении отца К.У. Черненко – Устина Демидовича:

Иустин. Деревни Теси крестьянин Диомид Алексиев Черненков и законная жена его Хеврония Романова, оба православнаго вероисповедания. Восприемники: Деревни Черно-Комской крестьянин Косьма Сергеев Ростовцев; деревни Теси крестьянина Диомида Черненкова дочь, девица Пелагия.

Фрагмент метрической книги ниже:

Здесь не ставилась цель восстановить полную родословную семьи Черненко, охвачен лишь небольшой период с 1795 по 1874 гг. Сведения о братьях и сестрах К.У. Черненко взяты из открытых источников, т.к. в метрических книгах, хранящихся в ГАКК, они не обнаружены. Далее представлено краткое родословное древо семьи Черненко (прямая родня, братья, сестры):

В метрической книге Анашенской Спасской церкви за 1920 год [16] обнаружена запись о смерти матери К.У. Черненко:

10 май. Деревни Теси гражданина Иустина Диомидова Черненкова жена Харитина Феодорова 40 лет от тифа.

В настоящее время проводится сбор данных и их анализ по ветке Харитины Федоровой Черненко - матери К.У. Черненко. По окончании исследования родословное древо будет дополнено.
Считаю необходимым добавить, что в 1-й и 2-й ревизиях Красноярска и уезда Александр Иванов Ерлыков значится, как дворовый человек посадского Ивана Алексеева Ерлыкова, т.е. они, по-видимому, они не являются кровным родственниками, хотя по известным документам пишутся на одну фамилию.

 

 

 

Источники:
[1]ГАКК. Ф. Р-2453. Оп. 2. Д. 124.
[2]ГАКК. Ф. 608. Оп. 1. Д. 1006. Л. 16 об.
[3]ГАКК. Ф. 608. Оп. 1. Д. 1049. Л. 105 об.
[4]ГАКК. Ф. 608. Оп. 1. Д. 1223 б. Л. 43 об.-44.
[5]Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1. СПб, 1830. Т. 38. № 29128.
[6]ГАКК. Ф. 205. Оп. 1. Д. 3. Л. 26.
[7] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 573. Л. 300.
[8]Там же, Л. 59 об.
[9]ГАКК. Ф. 592. Оп. 2. Д. 217. Л. 95.
[10]ГАКК. Ф. 205. Оп. 1. Д. 25. Л. 38 об.-39.
[11]ГАКК. Ф. 160. Оп. 3. Д. 621. Л. 82 об.-83.
[12]ГАКК. Ф. 160. Оп. 3. Д. 619. Л. 409 об.
[13]ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 1309. Л. 63.
[14]ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 1522.
[15]ГАКК. Ф. 824. Оп. 1. Д. 131. Л. 169 об.-170.
[16]ГАКК. Ф. Р-2453. Оп. 2. Д. 487. Л. 297 об.-298.