О сгоревшей деревянной Анашенской Спасской церкви и постройке вместо нее каменной

Вновь построенная деревянная Спасская церковь в селе Анашенском была освящена 10 февраля 1780 года. Однако, простояла она недолго – 10 мая 1803 года в результате вспыхнувшего пожара, церковь полностью сгорела. Тобольской духовной консисторией было принято решение возвести на том же месте каменную церковь в то же именование. Ниже представлены некоторые документы из ГАКК 1803-1805 гг., в которых отражены события тех лет.

Получен 1803 года майя 20 Ч.
В Красноярское духовное правление Онашенского Села Спаской церкви от священно и церковнослужителей и церковного старосты Евстафья Плотникова и приходских той церкви людей
Репорт
Сего года майя 10-го числа имели того дня служение в церкви и исполнение по табелю благодарный молебен по прозбе крестьянина Григорья Федорова Кожиховскаго имели хождение со кресты ко оному в дом для служения молебна и пришедши обратно в церковь поставивши образа поподобию вообше со оным крестьянином Кожиховским при нас огня в церкви не было И изшедши из церкви не оставляли общественным с крестьянином и с причетники смотрением по уходу нашему имелся страх Крестьянин Матвей Косов в церкви по близности дома мало время спустя ушедши в дом свой пообедать и начал исти одну чашечку щией съел Сидящия у него соседи увидели в окно и побежали в церковь и оной прибежавши напред тех из дому своего людей в трапезу и усмотря что в церкви необычно густой дым и начал в двери ударять и не мог от ударения двери церковные замкнутыя растворить и побежавши вокруг церкви попадать как бы можно. В которое окно будучи мы священно и церковнослужители у того крестьянина в доме часу 12.20 дни чрез час времени или менее увидел дьячек Семен Ефтюгин прибежавши ис церковных окон дым пущается и прибежавши мы священно и церковнослужители и приступя из внешней стороны олтаря со обыватели начали оконницу отворять а притом уже огненное пламя ходит болшая часть в церкви а частично и во олтаре пустилась то со всяким успехом начали выбирать чорным окном святыя образа животворящия кресты и Богоматерь и святое Евангелие и жертвенные кресты с предстоящими одне сосуды оловянные с дискосом и со зведою одне воздухи в огне состояло на жертвовеннику книгу одну триод посную а протчие книги недопустило огнем денег свешных 11 рублей одне ризы ветхие подризник а более от такого огня немогли ничего вынести и все такое как было сооруженное хранимое в церкви и в олтаре в трех аршинах в одном серебрянныя и оловянныя сосуды с подобными вещами духами во втором ризница троя двое подризника три епитрахили трои поручни два пояса и с печатными и писмянными присылаемыми указами и формами и копиями.

N118 Получен 1803 года Июля 27 числа
Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержца Всероссийскаго из Тобольской духовной Консистории Красноярскому духовному правлению. На репорт, присланный к его преосвященству из онаго духовнаго правления, при коем представило присланную в то правление при репорте Анашенскаго села от священноцерковнослужителей и старосты церковнаго згоревшему в оном селе с церковью имуществу, и малаго числа оставшемуся, опись с донесением: что о причинах оной церкви згорения от Земскаго Суда уведомления Еще не получено Его преосвященства резолюция последовала таковая: предписать правлению 1.-е Чтобы старались узнать о причине пожара, и чрез своих подчиненных, и отправило депутата в Земскую полицию к делу. 2.-е Ежели кроме згоревшей церкви не осталось другой в приходе, то бы назначило для прихода ближайшую из соседних церквей для Служения и совершающихся в церкве треб. 3.-е Объявило бы Священно и церковнослужителям и старосте церковному чтобы старались церковь новую каменную построить, ежели не осталось другой, и снабдить книгами и прочими недостающими к отправлению Служения и треб вещами.

1803 года июля 4-го дня Красноярской округи Новоселовского волостнаго правления приходу села Анашенского Спасской церкви нижеподписавшиеся крестьяне дали сей выбор оного ж волостнаго правления и того же приходу села Анашенского Иван Петрову Терскову и деревни Черновой крестьянам Петру Васильеву Чернову в том что выбрали мы их для старания на место згоревшей во оном селе Анашенском деревянной церкви престола Спасителя Господня строителям на место построить вновь Каменную в том же селе Анашенском котором мы общество верим как для собрания суммы, так и разных ко оной церкви прикладов продавать доверяем, и как то приход суммы и расход денег займывать в особыя на то данныя вам за печатью коих и просим вас Терскова и Чернова для построения святой церкви возыметь неусыпное свое старание, а что вами учинено и сделано будет о том спорить и прекословить не будем в чем для верности вам Терскову и Чернову сей выбор дали за общественными рукоприложенными руками
К сему выбору прозбою крестьян Михаила Терьскова Якова Ульянова Никифора Терьскова Степана Колегова Прокопья Терьскова Максим Кожиховсков руку приложил Крестьянин Самсон Терской руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Ивана Онаньина Самсона Скобелина и за себя крестьянин Петр Кожуховсков руку приложил К сему выбору прозбою крестьянина Семена Андреева Фокина и за себя крестьянин Михайло Кожуховской руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Ефима и Алексея Колеговых Митрея Кадошникова Петра Кирила Ростовцова Федор Терсков руку приложил К сему выбору прозбою крестьяна Ивана Колегова Федор Терсков руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Семена Черкасова Федор Терсков руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Григорья Лалетина и Данила Еремеева Петра Иванова Терскова Семена Александрова Терскова Василья Терского Григорья Андреева сына Терского Михаила Онаньева Андрея Иванова Плотникова Якова Петрова Плотникова Родивона Мосеева Лалетина Афонасия Иванова Чернова Офонасия Олексеева Лалетина и за себя руку приложил Сергей Кожуховской К сему выбору прозбою крестьян Осипа Ананьина крестьянин Самсон Ростовцов руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Кирила Ростовцова Степана Рубцова Петра Ростовцова Степана Терского Михайло Кирилова Василья Ростовцова Василья Матвеева Ростовцова крестьянин Федор Кожуховсков руку приложил

N106 Подано 1803 года Июля 10 числа
В Красноярское Духовное Правление
Красноярской округи Новоселовской
волости Онашенскаго
Прихода и села крестьянина Ивана Терскова
Прошение
Сего 1803 года Июня 4 числа Онашенского Прихода Прихожане лучшия люди будучи в собрании учиненным выбором согласно избрали меня Терскова с крестьянином же Деревни Черновой, Петром Черновым, строителями для построения в том селе на место згоревшей деревянной Спасской, в то же именование вновь Каменной церкви Почему приложа при сем данной мне от прихожан выбор, Красноярское духовное правление покорнейше прошу для собрания от доброхотно жителей на заведение той каменной церкви, прикладов наградить шнуровою книгою посему учинить резолюцию. 1803 года Июля 10 числа К сему прошению прозбою крестьянина Ивана Терскова руку приложил копиист Омской

N177 Получено 1803-го года октября 17 числа
В Красноярское духовное правление
Новоселовской волости Анашенского
Прихода от крестьян и выбранных
Обществом в церковные строители
Ивана Терскова и Петра Чернова
Покорнейшее доношение
Сего 1803-го года сентября 30 числа Новоселовской же волости Анашенского Прихода и села разных принадлежащих ко оному деревень прихожане и лутчие люди быв в собрании и единогласно объявили свое желание что возымели они намерение в Анашенском селе на место згоревшей Деревянной Спасской церкви построить вновь каменную в то же именование Всемилостиваго Спаса об одном престоле церковь на построение коей которые уже по пожелании подписали на данной от духовнаго правления шнуровой книге до двух тысяч рублей Для чего учинив выбор и избрали меня Терского с Черновым к построении той каменной церкви строителями дабы мы со оным явились в духовное правление для испрошения к тому позволения в таком случае приложа данной нам от прихожан выбор Красноярское духовное правление покорнейше просим о заложении в упомянутом селе на место згоревшей вновь Каменной Во имя Всемилостиваго Спаса об одном престоле церковь ставить куда надлежит и о сем учинить Резолюцию Сентября 10 дня 1803 года :/
К сему нашему прозбою крестьян и выбранных строителей Ивана Терскова Петра Чернова крестьянин Самсон Терсков руку приложил 

Выбор
1803 года сентября 30 дня
Тобольской губернии Красноярской округи Новоселовской волости Анашенскаго прихода и села и разных прикосновенных ко оному деревень прихожане лутчие люди быв в собрании единогласно объявили свое желание чтоб построить в помянутом Онашенском селе на место згоревшей деревянной Спасской в то же именование вновь каменную однопрестольную церковь и на построение оной церкви подписано некоторыми доброжелателями до дву тысяч рублей в разсуждение чего сим избрали мы из своей собрании достойных и поведения хороших крестьян села Онашенского Ивана Терскова и деревни Черновой Петра Чернова строителями с тем чтоб они просили о построении во оной каменной церкви духовнаго правления позволения о представлении куда следует а сверх того обязуемся тем строителям когда ежели позволено будет строить новую церковь во всем чинить вспомоществование беспрепятственно в чем под сим и подписуемя :/ подлинной подписали. К сему выбору прозбою крестьян Григорья и Федора Кожиховских и за себя Максим Кожиховсков руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Григорья Петра Кожуховских Ивана Алексея Колеговых Никифора Прокопья Ильи Терских Амельяна Ивана Косовых Федора Григорья Колеговых Семена Фокина Федора Сергеева Кожуховского и за себя крестьянин Самсон Терский руку приложил К сему выбору прозбою крестьянина Никифора Васильева Егора Кожиховских крестьянин Максим Кожуховсков руку приложил :/ Сей выбор в Новоселовском волостном правлении явлен и в книгу за N38-м записан и что оной писан подлинно и с согласия общества в том и засвидетельствовал голова Федор Кожуховской Сентября 10 дня 1803 года и приложил свою печать =:/ К сему выбору прозбою крестьян деревни Тесинской Конона Плотникова Григорья Семена Родиона Малетиных крестьянин Самсон Терский руку приложил :/ К сему выбору прозбою крестьяна Ивана Онашкина Красноярской мещанин Степан Коротанов руку приложил К сему выбору прозбою крестьяна деревни Иржинской Петра Терскова мещанин Степан Каринов руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Алексея Елупахина Федора Фокина Михайла Кожуховского руку приложил крестьянин Семен Сироткин. К сему выбору прозбою крестьян Дмитрея Ефима Колеговых Алексея Кадошникова и за себя руку приложил крестьянин Михайло Кожуховской :/ Деревни Тесинской К сему выбору прозбою крестьян Александра и Василья Андреевых Терских Гаврила Еремеевых Сергея Тимофеева Чернова руку приложил Михайло Кожуховской :/ К сему выбору прозбою церковного старосты крестьянина Алексия Плотникова крестьянина же Семена Леонтея Черкасова Андреян Близневской руку приложил К сему выбору прозбою крестьяна Василья Ростовцова Сергия Онаньина Ефрема Кириловых крестьянин Самсон Ростовцов руку приложил К сему выбору прозбою крестьяна Семена Онаньина и за себя крестьянин Лукьян Черных руку приложил К сему выбору прозбою крестьян Максима Кириловых Василья Ростовцова Большаго Ивана Ростовцова Большаго крестьянин Лукьян Черных руку приложил К сему выбору прозбою крестьяна ясачного Микифора Тахтаракова Миколая Тамочегова Захара Цыбульского Дмитрея Обеткина Павла Тахтаракова Ивана Волынчакова по их прозбе крестьянин Самсон Терской руку приложил вместо их Алексея Плотникова К сему выбору прозбою крестьян Степана и Василья Рупцовых Петра Василья и Иосифа Ростовцовых Михайла Кирила Толоконникова Екима Ростовцова Осипа Рупцова крестьянин Максим Кожуховской руку приложил К сему выбору прозбою крестьяна Якова Онаньина крестьянин Максим Кожуховской руку приложил К сему выбору прозбою крестьян деревни Быскарской Алексея Вакулина Данила Углева и Василья Углева Данила Мухина крестьянин Сергей Кожуховский руку приложил

Экстракт учиненный в Красноярском духовном правлении из дела присланного при сообщении Из Красноярского Земскаго Суда произведенного, по поводу Сообщения ж здешного правления, Ачинским Частным Коммисаром о згоревшей В Анашенском селе деревянной церкви, о чем было донесено за податием Его Преосвященству 1803 года майя 20 Ч. по которому из показаний Анашенской Спасской церкви Священника Евтюгина дьячка Евтюгина ж пономаря Тыжнова трапезника крестьянина Косова, крестьянина Кожуховского и дочери ево девки Ульяны явствует: Что прошлого 1803 года майя 10 Ч. по отслужении в надлежащее время благодарственного молебства /как тот день есть торжественный/ прошен был священник Евтюгин Крестьянином Кожуховским отслужить в доме ево молебен с поднятием в церкви Святых образов, кои Священником с причетники и были препровождены, а трапезник остался в церькве и по отправлении молебнов хотя Кожуховской просил Священника с причетники отобедать, но он не отнесши образов в церьковь, остатся не согласился, после чего те образа немедлянно и были внесены в церьковь, в кадиле углей тогда не имелось кои в доме еще Кожуховскова изо кадила все были высыпаны и свечи пред образами на улице во время переносу образов погашены ветром. По входе ж их в церьковь и по постановлении икон в свои места, как горящих свеч в церькве олтаре и трапезе так и ни каково запаху и дыма не было и печь в разсуждение летного времени была нетоплена; по выходе всех из церькви, церковную дверь пономарь Тыжнов затворил замком и ключ положил за икону стоящую по правую руку дверей и потом вышли из трапезы где остался только один трапезник которой вскоре ушол же. Из трапезы [дост…зачь] куда по приходе немного погодя усмотрел над церьковью и у окон носящийся вихорь испугавшись побежал обратно во оную церьковь в трапезу увидел ходящей в ней [прев…щий] дым коим ево охватило так он зделался безчуств и как из оной церькви выбежал на улицу неупомнит. Священник же по выходе из трапезы по прозбе Кожуховскова пошел к нему обедать с пономарем, а дьячок ушел в дом свой. И последней в своем доме пообедав и вышед на улицу, усмотрел, что в пределе церковном […]дымом очень, немедленно прибежав объявили священнику которой с ним и пономарем и крестьянином Кожуховским с поспешением кинувшись к церкьви и по прибежании ко оной увидели, что их дверей папертных валит дым и внутри был огонь и проходило да с колокольну окна же были окопчеными а другие и ставнями затворены и притом священником усмотрено что трапезник был у церькви и несколько вещей из алтаря до него уже вынесли и при сем крестьянин Никита Терской в окошко влез в алтарь и успел выдать крест деревянной и Божией Матери образ Евангелие и потом минут чрез десять на входе священническом церковь с наружи вся загорелась и хотя обыватели старались заливать носимою ими водою но затушить ее не могли и потому вся до окончательно в тот же день згорела Сверх вышеозначеннаго трапезник Косов показывал якобы пономарю Тыжнову заперши двери церковные замком унес с собою

N11е Получ. 20 Апре 804 года
Из Красноярскаго Земскаго суда в Красноярское духовное правление
По сообщению оного духовного правления от 11-го апреля за No 378-м в сем суде резолюциею заключено: как вновь вступившим в сей Земской суд присудствующим известно ныне что о згоревшей в селе Анашенском церкве прежними Земскими членами обследование еще не учинено а по не здаче за прошлые два года бывшим пред сим земским коммисаром Кожемякиным нерешенных дел, о сказанной церкве имеющее дело от Кожемякина истребовав и для требуемаго изследования отослать /и отослано/ при указе к Ачинскому частному коммисару с предписанием чтоб он немедленно по окончании следствием дела и с виновными ежели кто по оному окажутся к разсмотрению
В сей суд доставил, о чем оное духовное правление благоволит ведать апреля 19 дня 1804 года
Исправник /Подпись/
Секретарь Политов

N186 П. 1804 года Июля 16 Ч. К докладу
В Красноярское духовное правление
Анашенского Села от Строителя
Церковнаго крестьянина Ивана
Терскова
Репорт
Сего года Июля 6-го Ч. Анашенского Села и разных деревень крестьяна принадлежащие к приходу Анашенскому быв в собрании учинили согласно приговор в том что в означенном селе при вновь заводимой каменной однопрестольной церкви желают построить придел во именование Святаго Архистратига божия Михайла, и доверили мне просить на сие позволения а как уже при заготовлении нужны к заложению и построению церькви материалов наступает же время зделать договор с желающими вступить в каменную работу людьми и приступить к заложению церькви. Почему при сем прилагается данной мне от прихожан за рукоприкладством их и с засвидетельством Новосельскаго волостнаго правления приговора, а равно план и фасад церькви с приделом.
Красноярское духовное правление покорнейше прошу во удовлетворении желания прихожан учинить резолюцию и меня на сие наградить повелением
К сему репорту прозбою церковного Строителя крестьянина Ивана Терскова за неумением грамоты руку приложил копиист Петр Пудовиков

1804 года Июля 6-го дня Новоселовской волости жительствующия в селе Анашинском и разных деревень поселяне даем сей приговор избранному от нас церковному Строителю Ивану Терскову в том что позволяем мы ему подать в Красноярское духовное правление прошение о позволении зделать в селе Онашенском при Спасской церкви другаго предела во имя Архистратига божия Архангела Михаила и что он посему законное учинит спорить и прекословить не будем в чем и подписуемся К сему приговору прозбою села Онашенского крестьян Федора Алексея Колеговых Федора Ивана Алексея Кожуховских Амельяна Косова и за себя крестьянин Михайло Кожуховской руку приложил К сему приговору прозбою села крестьян Онашенского Ефима Колегова Григорья Иванова Петра Иванова же Кожуховских Ивана Юшкова Ивана Ковалева Михаила Прокопья Терсковых Кирила Кожуховского и за себя крестьянин Петр Кожуховсков руку приложил К сему приговору прозбою села крестьян Онашенского Митрея Колегова Ивана Терскова и за себя Федор Терсков руку приложил К сему приговору прозбою села крестьян Микифора Терскова Григорья Колегова крестьянин Федор Терсков руку приложил К сему приговору прозбою села крестьян Ивана Колегова Микифора Ленивцова крестьянин Федор Терсков руку приложил
Сей приговор в Новоселовском волостном правлении явлен и в книгу под N368 писан Июля 6-го дня 1804-го года что действительно по прозбе крестьян руки приложены сими Рукоприкладчиками в чем и подписуются у сего приговора выборной Кожуховской приложил печать
Писал Евстафий Верилов
За простой лист употребленной вместо гербового в духовном правлении взыскано 30 коп

N1544
БОЖИЕЮ МИЛОСТЕЮ
Смиренный Антоний Архиепископ Тобольский и сибирский
По благодати, дару и власти Все =святаго животворящего духа данные нам от великаго Архирея господа и бога и Спаса нашего Иисуса Христа чрез святы и священныя его Апостолы и их намесники и приемники Благословили мы по доношению Красноярскаго духовнаго правления всходствие изъявленного во оной Красноярской округи Анашенскаго села от строителя церковнаго крестьянина Ивана Терскова с прихожаны, писмяннаго желания и обязательства при вновь и месте заложится по посланной от меня благословенной грамоте в оном Анашенском Селе вместо згоревшей вновь каменной церкви строить придел во имянование святаго Архистратига божия Михайла в то время когда фундамент оной церкви вместе положен будет и возведен по крайней мере на аршин от земли которой придел и заложить красноярскаго духовнаго правления первоприсуд ему протоиерею Алексею Алексееву олтарем на всток по построении же убрать оными иконами и просим Благолепием церковным так как святых отец правила и церковные уставы повелевают Святыи престол уготовить в вышину аршина шости вершков [..вод]скою в длину аршина осмии вершков в ширину аршина четырех вершков когда оная придельная церковь строением и украшением в совершенство приведена будет тогда о освящении сия просить особым доношением дана сия Граммата с приложением архирейской печати в богоспасаемом Граде Тобольске от рождества 1804 год месяца августа 8 день

Получена 1804
Года августа 21 Ч.
Репорт
По Граммоте вашего высокопр. Данной ноября 7-го сего года и августа 8 Красноярскаго уезда в Анашенском Селе вместо погоревшей деревянной каменная вновь во имянование нерукотвореннаго Спасителя образа и при оной Придел Святаго Архистратига божия Михайла Сего Октября 9 числа Заложены
С чем вашему высокопреосв. почтенно и репортую
1804-го года Сентября 28 дня в Красноярском духовном правлении Красноярскаго уезда Анашенскаго прихода и села крестьянин и строитель церковной Иван Терсков Дал сию расписку в том, что он получил из оного правления план и фасад имеемой вновь заводится во оном Селе каменной с приделом церкви в чем и подписуется.
К сей росписке вместо строителя церковнаго Ивана Терскова за неумением ево граммате прозбою росписался копиист Петр Пудовиков

Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержца Всероссийскаго из Тобольской духовной Консистории Красноярскому духовному правлению. На репорт онаго духовнаго правления, доносящий, что по делу присланному в оное при сообщении из Красноярскаго Земскаго Суда, о згоревшей 1803-года майя 10-го Ч. в Онашенском селе деревянной церкви, от чего згорение оной церкви последовало не открылось, а означается только то, что когда церковь бывши заперта, загорелась, трапезник Крестьянин Матфей Косов прибежав из церкве и по входе в трапезу охвачен был дымом так что зделался без чуств и вышел из оной немедленно об оном объявил священнику; по приходе ж священника огонь из внутрь церкви проходил в колокольну стоящую над паперьтью. Кто же имянно причиною онаго был зазжения, также не найдено, а усматривается одна оплошность трапезника
Его Высокопреосвященства резолюция поcледовала такова: дело по роду своему и состоянию подсудимаго трапезника предоставить светскому правительству. Того ради Тобольская Консистория приказали: во исполнение оной Его Высокопреосвященства резолюции в Красноярское духовное правление и велеть означенное дело отослать при Сообщении в Красноярской Уездной Суд для разсмотрения, а о даче оному, относительно принятия того дела к разсмотрению предписания, в Томское губернское правление сообщено. Ноября 27 дня 1805 года
Богоявленский Иерей Ефим

 

 

Источник:
ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 255а. Л. 47-88.