В Красной Яр на вечное житье

Л. 85.
…тем служилым людям, которые в Красноярском остроге по розбору останутца от службы останутца и присланы будут в Тоболск быть в прежних чинех и окладех и с которого чину хто послан и которые служилые люди посланы на Красной Яр ис Тоболска и Тоболского розряду городов по воинским вестям, а не на вечное житье, а ныне будет им предь в Красноярском остроге без тех служилых людей быти нельзя, и тех прежних служилых людей ис Красноярского острогу переменить, а на их место посылать тож число ис Тоболска ж и Тоболского розряду из городов и быть им в Красноярском остроге погодно до тех мест, как воинские вести минуютца и им к Вам сия наша Великого Государя Грамота придет и ты б всем им князь наш и воевода князь Иван Борисович с товарыщи о том учинил по нашему, Великого Государя Указу как в сей нашей Великого Государя Грамоте писано выше сего писан на Москве лета #ЗРОФ-г на Москве декабря в А дня. А в Красноярской острог наш, Великого Государя Указ к Олексею Суморокову послан и писан на Москве лета #ЗРОФ-г декабря Е.
Такова Государева Грамота послана за приписью дьяка Григорья Поршина с Красноярским казачьим пятидесятником с Сенкою Григорьевым Голым. Государеву Грамоту Сенка взял, и на его месте Тоболской сын боярской Афанасей Ушаков руку приложил.
Л. 86.
От ЦаряГосударя и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Великия и малыя и белыя Росии Самодержца в Сибирь в Красноярской острог воеводе нашему Алексею Ивановичю Суморокову.
В прошлом во POS-м году по нашему Великого Государя Указу посланы наши Государевы Грамоты в Тоболеск к столнику и воеводам к Петру Годунову с товарыщи. Велено послать ис Тоболска и Тоболского розряду из городов в Красноярской острог служилых людей з женами и з детми сколко человек пригоже на вечное житье, наспех, чтоб в Красноярском остроге учинить служилых людей перед прежним с прибавкою для того.
В прошлом во POS-м году под Красноярской острог приходили калмыцкие воинские люди и изменник киргиской князец Ереняк. И Красноярских служилых людей побили и в полон поимали, и для того что Красноярской острог стал в степи с приходу воинских людей, да в Красноярской же острог велено послать ис Тоболска ж и Тоболского розряду из городов служилых людей добрых, сколко человек пригоже, опричь тех, которых по нашему, Великого Государя Указу велено послать на житье. И всякое вспоможенье чинить, и на Красноярской острог посылать по разсмотренью, чтоб Красноярской острог от воинских людей оберечь и над ыными Сибирскими городами и остроги и уезды, которые подошли блиско х Красноярс
Л. 87.
кому острогу воинские люди какова дурна не учинили.
И во РОЗ-м году писали к нам, к Великому Государю ис Тоболска столник Петр Годунов, да дьяк Михаило Посников, что по нашему, Великого Государя Указу послано ис Тоболска на Красной Яр на вечное житье в службу двесте семдесят восмь человек, а иные в том числе посланы за вины, да Тоболского розряду из городов служилых людей на Красной же Яр по воинским вестям, а не на вечное житье, послано сто тритцат семь человек, и хто имяны в Красноярской острог в службу на вечное житье посланы, и что им нашего Государева жалованья оклады в Тоболску учинены. И тому Петру Годунову, да дьяку Михаило Посникову прислали выписку и имянной список.
И во РОИ-м году писал ты к нам, Великому Государю ис Красноярского острогу. Служилых людей, которые присланы ис Тоболска на вечное житье, челобитную за руками, а в челобитной их написано – били челом нам, Великому Государю ис Красноярского острогу сотники и пятидесятники и десятники и рядовые конные казаки и пешие стрелцы. Во РОS-м году посланы они ис Тоболска на нашу Государеву службу в Красноярской острог, а оклады де им нашего Государева жалованья учинил в Тоболску
Л. 87 об.
И под отпискою своею прислал
Л. 88.
столник Петр Годунов малые. Сотником по семи рублев, конным казаком по пяти рублев с полтиною, пешим стрелцом по четыре рубли без хлебного жалованья. И за хлебное жалованье велел им отвести под пашню земли, а они, де служили в Тоболску в рейтарех и в салдатех и пашен не пахали, в Красноярском, де остроге с одного денежного окладу без хлебного жалованья служить им невозможно.
А ныне, де они в Красноярском остроге всякие наши государевы службы служат с старыми Красноярскими служилыми людми в ряд. И нам, Великому Государю пожаловати их велеть им наше Государево денежное и хлебное и соляное жалованье учинить против старых Красноярских служилых людей, чтоб им, будучи в Красноярском остроге з женами и з детми з голоду не помереть.
И мы, Великий Государь указали в Красноярском
Л. 89.
остроге учинить служилых людей к прежним в прибавку, и с тех, которые присланы ис Тоболска на вечное житье, сколко человек доведетца, чтоб в Красноярском остроге от воинских людей было безстрашно а велеть им да быть им в Красноярском остроге в тех же чинех, в каких на Красной Яр присланы.
А наше Государево денежное и хлебное и соляное жалованье оклады учинить против Красноярских служилых людей, а которые служивые люди за твоему розбором от службы останутца, а присланы они ис Тоболска не за вины, и тех служилых людей ис Красноярского острогу отпустить в Тоболеск по прежнему, а сколко будет в Красноярском
Л. 90.
нему в Тоболску указали мы, Великий Государь боярину нашему и воеводе князю Ивану Борисовичю Репнину с товарыщи тем служилым людем, которые служилые люди в Красноярском остроге по розбору от службы останутца и присланы будут в Тоболеск и тем служилым людем быть в прежних чинех и с которого чину хто послан.
А которые служилые люди посланы на Красной Яр ис Тоболска и Тоболского розряду городов по воинским вестям, а не на вечное житье, а ныне будет им всем в Красноярском остроге без тех служилых людей быти нельзя, и тех прежних служилых людей ис Красноярского острогу и указали мы Великий Государь переменить, а на их место посылать тож число из Тоболска ж и Тоболского розряду из городов и быть им в Красноярском остроге погодно до тех мест, как воинские вести минуютца и им к тебе сия нашего Великого Государя Грамота придет и ты б учинил в Красноярском
остроге служилых людей к прежним в прибавку, и с тех, которые присланы ис Тоболска на вечное житье сколко человек доведетца.
Л. 90 об.
И о том нашего Великого Государя Указ в Тоболеск к боярину нашему и воеводе да ко князю Ивану Борисовичю Репнину с товарыщи послан,
Л. 91.
чтоб в Красноярском остроге от воинских людей было безстрашно и велеть им быть в Красноярском остроге в тех же чинех, в каких на Красной Яр присланы, а наше Государево денежное и хлебное и соляное жалованье оклады учинил против Красноярских служилых людей, а которые служилые люди по розбору от службы останутца, присланы они ис Тоболска не за вины, и тех служилых людей ис Красноярского острогу отпустит в Тоболеск по прежнему. А сколко будет в Красноярском
Л. 92.
остроге к прежним служилым людем приверстано, и которых городов, и что учинено будет нашего Великого Государя жалованья денежного и хлебного и соляного жалованья окладов учинить. И ты б о том к нам Великому Государю отписал и имянную роспись с оклады за своею рукою прислал к нам, Великому Государю, а отписку велел подать в Сибирском Приказе околничему нашему Родиону Матвеевичю Стрешневу да дьяком нашим Григорью Порошину да Лву Ермолаеву. Писано на Москве лета #ЗРОФ ноября декабря в Е дня.
Такова Государева Грамота за приписью дьяка Григорья Порошина, послана с Красноярским казачьим пятидесятником с Сенкою Голым. Государеву Грамоту Сенка взял, а в ево место Тоболской сын боярской Афанасей Ушаков руку приложил.
Л. 93.
Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцу бьют челом холопи [твои] Красного Яру казачей голова Тимофей Ушаков да сотники Ивашко Рачковски и Гришка Рублевски Ивашко Кузмин, пятидесятники Ивашко Матвеев, Гришка Махотин, Сенка Голой и все конные и пешие козаки. Недано нам, холопям твоим, твоего Государева годового хлебного и соляного жалованья на прошлые на РОS и на РОИ годы. Милосердный Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всеа великия и малыя и белыя росии Самодержец, пожалуй нас, холопей своих, вели Государь, дать нам свое Государево хлебное и соляное жалованье на прошлые на РОS и на РОИ годы выдать в Енисейском остроге, и о том вели, Государь нам дать в Енисейск свою Государеву Грамоту. Царь Государь, смилуйся.
Л. 93 об.
РОS ноября де Е числа
Л. 94.
И против сей челобитной в Сибирском Приказе выписано
В прошлом во РОЗ-м году октября в Д дня писали к Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя росии Самодержцу ис Тоболска столник Петр Годунов, да дьяк Михаило Посников, что били челом Великому Государю от Тоболску охото[ю] своею в службу из рейтар и из салдат и из ыных роз[ных] чинов и посланы на Красной Яр на вечное житье […] человек, а иные де в том числе посланы за вины, а х[то] имяны на вечное житье посланы и что им оклад[ы учи]нены. И тому прислал он, Петр имянной список, а в [нем] написано
А человек голова
Г человека сотников
МВ человека конных казаков
А человек толмач
Д человека пятидесятников стрелецких
А человек пятисотной подьячей
А человек барабанщиков
СФ человек рядовых стрелцов
Всего по росписи СХВ человека
И в Тоболской отписке приписано сверх имянного списка SI человек
И в том де числе из рядовых казаков велено быть в [де]сятниках КЗ человеком
Всего против Тоболской отписки и росписи СОИ человек
Государева жалованья по Тоболскому верстанью годов[ых] окладов денег #АСИ рублев хлеба #BYSI чети р[жи] и овса, а соли им в Тоболске окладу не учинено, а за хле[бное] жалованье велено им дать под пашню земли, а для новые де селитьбы дать им Государева хлебного жалованья на В года против денег вдвое.
И в прошлом во РОИ-м году августа в Л писал к Великому Государю ис Красного Яру воевода Алексей Сумороков и прислал Красноярского острогу служилых людей Тимофеева Приказу Ушакова сотников и пятидесятников и десятников и рядовых конных казаков и пеших стрелцов заручную челобитную, а в челобитной их написано в [… ] году по Указу Великого Государя по Грамоте посланы они ис [То]болска на Красной Яр в службу, а дано де им в Тоболску хлебного жалованья в половину, чем пронятца до Енисейского острогу по три чети ржи, а холостым по полторы чети, и им де с тем запасом идти было до Енисейского острогу нужно пуда
Л. 95.
в Тоболску разорились, а дорогою идучи обнищали и [издол]жали великими долги, жены и дети помирали голодом и как де они до Енисейского острогу дошли и в Енисейском де остроге столник и воевода Кирило Як[овлев] дал им Государева жалованья по их челобитью по четыре [чети] муки ржаной и выслал на Красной Яр непожалованных, и [в Крас]ноярской де острог доехали и столник и воевода Петр Годунов об них в Красноярской острог написал и [де…но] учинил, а писал об них ис Тоболска столник Петр Годунов на Красной Яр к воеводе к Олексею Суморокову во РОЗ-м году, чтоб им дать Государево хлебное жалованье за два года в Енисейском остроге а [од…] и соляном жалованье указу нет и впредь велел им служить со РОИ году з денежного жалованья [им дать] под пашню земли и оклады де им отнужены сотником по семи рублев, конным казаком по пяти рублев с пол[тиною], пешим стрелцом по четыре рубли без хлебного ж[ало]ванья. И им де с теми оклады и без хлебного жалованья служить невозможно. Погибли, до основанья обнищали и издолжали великими долги, а во де РОЗ-м году прислано к лету Государево денежное жалованье старым Красноярским служилым людем тысяча пятсот рублев и [вы]дано сотником до два рубли, а казаком и стелцам […]да хлеба на РОЗ I дано сотником по семи чети рж[и] по тому ж казаком и стерлцом по пяти чети ржи потому ж, а на РОS и на РОИ год денежным и соляным жалованьем непожалованы.
И в нынешнем во РОФ-м году декабря Е день [По Указу] Великого Государя велено учинить в Красноярском остро[ге] служилых людей к прежнему в прибавку, ис [тех], которые прибыли ис Тоболска на вечное житье[сколко] человек доведетца, чтоб в Красноярском остроге [от во]инских людей было безстрашно, а быть им в Крас[ноярском] остроге в тех же чинех, в каких на Красной Яр при[сланы]. А Государево денежное и соляное и хлебное жало[ванье] оклады чинить против Красноярских служилых [людей]. А которые служивые люди за розбором оста[нутца], а присланы они ис Тоболска не за вины, и тех служилых людей ис Красноярского острогу отпустить [в Тоболеск] по прежнему, а в Тоболску тем служилым л[юдем], которые в Красноярском остроге по розбору, [от службы] останутца и присланы будут в Тоболеск, быть в [прежних] чинех и окладех и с которого чина хто послан, а которые служилые люди посланы на Красной Яр ис Тоболска и Тоболского розряда городов по воинским вестям, а не на вечное житье, ныне будут и [впредь… того бы тех служилых людей…]
Л. 96.
нельзя и тех прежних Красноярских служилых людей переменить, а на их место посылать тоже ис Тоболска ж и Тоболского розряду из городов и быть им в Красноярском остроге погодно до тех мест, как воинские вести минуютца. А Красноярскому голове стрелецкому Тимофею Ушакову оклад учини[ть] на Москве и о том в Тоболеск и на Красной Яр Великого Государя Грамоты посланы.
И Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичю всеа великия и малыя и белыя Росии Самодержцу Красного Яру казачей голова Ти[мо]фей Ушаков, да сотники и пятидесятники и все кон[ные] и пешие казаки бьют челом.
Не дано де им Государева годового хлебного и соляного жалованья на прошлые на РОS и на РОИ годы и чтоб Великий Государь пожаловал их. Велел им свое Государево годо[вое] хлебное и соляное жалованье на прошлые на РОS и на РОИ годы выдать в Енисейском остроге и о том дать в Енисейской свою Великого [Государя] Грамоту РОФ г. декабря в КА день по Указу Великого Государя [отправить] в Енисейской Великого Государя Грамота к воеводе велеть на Красной Яр на прошлые года чего им Красноярским недодано. Хлебных запасов послать из Енисейска против Красноярской росписи, какову пришлет с Красного Яру в Енисейской Алексей [Су]мороков не описывая о многом к Великому Государю [к Мо]скве, чтоб впредь от Красноярских служилых людей о хлебных запасех челобитья не было. Да на нынешний на РОФ год [и в]предь хлебные запасы на Красной Яр по окладу твои Государь посылать против Красноярских отписок сполна, по тому ж не отписываяся о том. А как на Красной Яр хлебные запасы на прошлые года из Енисейска посланы будут, и о том отписать имянно, да и на Красной Яр послать Государеву Грамоту велеть. По хлебные запасы на прошлые годы, что довелось дать послать имянную роспись кому сколко на [про]шлые годы не додано да и впредь погодно хлебные запасы посылать велеть в Енисейской
Л. 97.
От Царя Государя и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Великия и малыя и белыя Росии Самодержца в Сибирь в Красноярской острог воеводе нашему Алексею Ивановичю Суморокову били чело нам, Великому Государю Красноярские служилые люди сотники Ивашко Рачковской, Григорей Рублевской, Иван Кузмин, пятидесятники и десятники и рядовые конные и пешие казаки Ивашко Матвеев с товарыщи.
Не дано де им нашего Государева хлебного жалованья и соляного жалованья на прошлые на РОS-и и на РОИ-и годы, и нам бы Великому Государю пожаловати их велеть и наше Государево годовое хлебное и соляное жалованье на РОS-и и на РОИ-и годы выдать в Ени
Л. 98.
сейском остроге. И мы, Великий Государь указали Красноярским служилым людем, которые присланы ис Тоболска на вечное житье, наше Государево хлебное жалованье на прошлые на РОS-и и на РОИ-и и на нынешней на РОФ-и год послать из Енисейского на Красной Яр из Енисейского острогу, и впредь наши Государевы хлебные запасы посылать на Красной Яр [п]о окладу х Красноярской пахоте против Красноярских отписок по все годы сполна из Енисейского острогу, и как к тебе сия наша Великого Государя Грамота придет, и ты б отписал в Енисейской острог к столнику нашему и воеводе х Кирилу Яковлеву сколко чети нашего Государева хлебного жалованья и соли Красноярским служилым людем, которые присланы ис Тоболска на Красной Яр
Л. 98 об.
Послал ис Красноярского острогу в Енисейской служилых людей по хлебные запасы тот час
Л. 99.
На вечное житье на прошлые на РОS-и и на РОИ-и годы против Тоболского верстанья доведетца додать, и на нынешний на РОФ год по окладу дать, а или из Енисейского острогу Кирило Яковлев в оклады тем служилым Красноярским служилым людем хлебных запасов наши Великого Государя хлебные запасы в Красноярской острог пришлет, и ты б велел им роздать те хлебные запасы в наше Государево хлебное жалованье на РОS-и и на РОИ-и годы на нынешний на РОФ год безовсякие прис Красноярским служилым людем безовсякого мягченья, чтоб впредь нам Великому Государю от них челобитья не было, да и впредь по наши Государевы хлебные запасы посылал бы ты на оклады служилым людем ис Красноярского острогу в Е х Красноярской пахоте в прибавку в Енисейской острог по все годы, а наш, Великого Государя Указ в Енисейской х Кирилу Яковлеву о том послал. Писал на Москве лета #ЗРОФ декабря в КГ день.
Такова Государева Грамота послана за приписью дьяка Григорья Порошина Красноярского острогу с казачьим пятидесятником с Сенкою Голым.
Л. 100.
От Царя Государя и Великого Князя Алексея Михайловича Всеа Великия и малыя и белыя Росии Самодержца в Сибирь в Енисейской острог столнику нашему и воеводе Кирилу Алистарховичю Яковлеву били челом нам Великому Государю Красноярские служилые люди сотники Иван Рачковской, Григорей Рублевской, Иван Кузмин, пятидесятники и десятники и рядовые конные и пешие казаки Ивашко Матвеев с товарыщи. Не дано де им нашего Государева хлебного и соляного жалованья на прошлые на РОS-и и на РОИ-и годы и нам бы Великому Государю пожаловати их велеть наше Государево годовое хлебное и соляное жалованье на РОS-и и на РОИ-и годы, выдать в Енисейском остроге. И мы, Великий Государь указали Красноярским служилым людем, которые присланы ис Тоболска на вечное житье, наше Государево хлебное жалованье на прошлые на РОS-и и на РОИ-и и на нынешней на РОФ год послать и впредь наши Государевы хлебные запасы посылать на Красной [Яр] [в] оклады х Красноярской пахоте против Красноярских отписок по все годы сполна из Енисейского острогу, и как к тебе сия наша Великого Государя Грамота придет, а ис Красноярского острогу воевода Алексей Сумороков к тебе в Енисейской острог отпишет и Красноярских служилых людей по хлебные запасы пришлет, и ты б послал из Красноярского острогу 
Л. 101.
из Енисейского хлебных запасов в Красноярской острог служилым людем против Красноярские отписки сполна
Л. 102.
том числе на передачи Енисейских служилых людей не отписываяся о том к Вам, Великому Государю ничем ни которыми делы чтоб Красноярским служилым людем в хлебном жалованье скудости не было и от того в рознь не розбрелись и нам, Великому Государю челобитья от них не было, да и впредь бы ты в Красноярской острог из Енисейского наши Государевы хлебные запасы посылал против Красноярских отписок х Красноярской пахоте в прибавку посылал по все годы сполна, [д]а [И]в Ылимской острог и в Дауры по тому ж бы ты хлебные наш Государь хлебные запасы посылал против ж Илимских отписок Илимскую и Ленскую пахоту хлебные запасы по нашему Великого Государя Указу посылать все чтоб в Ылимском нашим Государевым всяких чинов служилым людем скудости и голоду не было наши Государевы службы и ясашные зборы, а из Ылимского острогу Илимскую и Ленскую пахоту по нашему Великого хлебные запасы по нашему Великого Государя Указу велено посылать на Лену в Якуцкой острог, а будет от Енисейские хлебные запасы недосылки учинитца на Лене в Якуцком и в Ленском и в Красноярском и в Даурах учинитца какая по нашей Государеве казне поруха и то будет от тебя. Писал на Москве лета #ЗРОФ декабря в КГ день.
Такова Государева Грамота послана за приписью дьяка Григорья Порошина с красноярским казачьим пятидесятником с Сенкою Голым.

 

 

Источник:

РГАДА. Ф. 214. Стб. 814. Л. 86-102.