Миграция в пределах Енисейской губернии
Как удалось установить, наши предки пришли в Красноярский острог среди первых русских жителей в середине XVII века. После чего, в течение длительного периода времени, они оседло проживали в Красноярске, на территории Подгородной и Заледеевской волостей Красноярского уезда, а позднее Енисейской губернии, в Новоселовской, Кнышенской, Тесинской, Шушенской, Абаканской и других волостях Минусинской округи (уезда) и Ужурской волости Ачинской округи (уезда). Однако отдельные семьи иногда меняли место своего жительства. Эти переезды, вероятно, были связаны, прежде всего, с политикой государства, стремившегося к максимально полному освоению территории Сибири. Создавались новые населенные места, и жители в них расселялись из близлежащих, наиболее крупных и экономически более развитых деревень, были видимо и причины личного характера. Любое перемещение, а тем более переселение жителей России очень жестко регламентировались и контролировалось. Существовала такая норма, как «причисление людей» к поселениям, которое производилось на основании соответствующих указов Губернских Казенных палат.
Первая волна переездов моих предков приходится на середину 60-х годов XIX века. Это, очевидно, связано, в том числе, с отменой в 1861 году крепостного права в России. Многие семьи наших предков принадлежали к крестьянскому сословию. И, хотя в Сибири крепостное право отсутствовало, одним из пунктов Манифеста об отмене крепостного права предусматривалась свобода передвижения крестьян, чем отдельные семьи не преминули воспользоваться. Вторая волна переселения относится к советскому периоду. После 1917 года существенно изменилась структура населения, жизненный уклад. В годы политических репрессий люди обычно покидали насиженные места не по своей воле.
Мне удалось проследить за миграцией некоторых семей в Енисейской губернии.
Красноярская Покровская церковь. В ее приходе состояли наши предки с XVIII века
Город Красноярск
Среди первых лиц по фамилии Катцыны, пришедших в Красноярский острог, вероятно после 1643 года, был казак Яков Никитин Катцын, проживавший ранее в деревне Свининой Окологородной волости Сольвычегодского уезда. Возможно, перед тем, как попасть в Красноярск, Яков некоторое время прожил в Соли Камской. Из писцовых книг Сольвычегодского уезда 1645 и 1647 гг. известно, что «…Якунка Никитин прозвище Кадцыных збежал (збрел) в Сибирские городы, а именно, в Соль Камскую в РНВ-м (1643) году». Более подробно смотрите далее, в разделе «Откуда наши корни».
В Красноярске Яков имел сына Михайлу, который являлся конным казаком. У Михайлы Яковлева Катцына (Кадцына) были сыновья Родион и Ермолай. Ермолай служил Красноярским казаком и проживал в Красноярске. Сыновей у него не было. Старшая дочь Ермолая Катцына - Екатерина вышла замуж за красноярского мещана Михаила Петрова Петлишного, младшая дочь Анна была замужем за красноярским мещанином Иваном Федоровым Черкасовым. Имя мужа средней дочери Ермолая – Марии пока установить не удалось. Родион Михайлов Катцын был вначале казаком, а после сокращения штатов красноярских казаков стал разночинцем. Его старший сын Андрей и младший Иван имели статус казаков, а три других сына – Илья, Филипп и Козма занимались крестьянским трудом.
По переписям Красноярска и уезда 1713 и 1719-22 гг. в Красноярске проживал также пеший казак Василий Катцын, который, несомненно, приходится родственником Михаилу. Однако установить их родственные отношения пока не удалось. Василий также проходил службу в отряде красноярских служилых людей. Его сыновья Степан и Фома тоже являлись казаками, а Ларион был разночинцем и крестьянином. В метрических книгах, исповедных росписях Красноярской Покровской и Красноярской Благовещенской церквей за XVIII-XX вв., содержатся записи, касающиеся красноярцев по фамилии Катцыны, в том числе потомков Ермолая, Степана, Фомы, а также учителя Красноярской начальной школы Федора Дмитриева Катцына и др.
Красноярская Благовещенская церковь. В ее приходе состояли наши предки с XIX века
А вот еще снимок Благовещенской церкви
Станица Дрокинская
В конце XVIII века семья разночинца Лариона Васильева Катцына, у которого была жена Авдотья Борисова, сыновья Михаил и Демид, переехала из Красноярска в деревню Дрокину Заледеевской волости. Сыновья Демида являлись крестьянами, а сыновья Михаила были преимущественно казаками и служили в 1-й сотне Енисейского казачьего полка станицы Дрокинской, там же служил Фока Иванов Катцын (сын Ивана Степанова Катцына), семья которого зафиксирована в исповедной росписи Коноваловского стекольного завода Знаменской церкви 1835 года:
Деревня Тетерина
На рубеже XVIII и XIX вв. отставной казак Иван Степанов Катцын и его двоюродный брат, разночинец Михаил Фомин Катцын, внуки Василия Яковлева Катцына, покинули Красноярск и поселились неподалеку в д. Тетериной Подгородной волости. Жители Тетериной состояли в приходе Красноярской Покровской и Красноярской Благовещенской церквей.
Карта подгородных волостей Красноярска 1859 года
Ирбинский железоделательный завод
В исповедной росписи Курагинской Архангельской церкви за 1769 год по Ирбинскому железоделательному заводу в разделе «Служилые казаки» записана семья Екима Степанова Катцына, внука Красноярского пешего казака Василия Катцына. В 1770 году семья Екима вернулась в Красноярск.
Деревни Шунерская, Очур (Очурская), Каптырева и Каменка
Крестьянин деревни Аёшиной Новоселовской волости Иван Филиппов Катцын в период между 1800 и 1805 гг. переехал в деревню Шунерская Шушенской волости. У Ивана Филиппова была жена Соломия Матвеева и дети: Михаил, Тарас, Мавра, Мария и Евдокия. Тарас Иванов Катцын упоминается в документах 30-х годов XIX века, как участник строительства казенного поселения Сабинского. Первой женой Тараса была Агафья Прокопьева, второй женой Неонила Федорова. От 2-х браков родились сыновья Филипп, Петр и Гордей, а также дочери Ксения и Агафья. В дальнейшем Филипп, Петр и их потомки жили в окрестных деревнях Очур и Каптырева. Гордей Тарасов Катцын с женой Марфой Сергеевой и сыновьями Денисом и Лаврентием проживали в Каменке.
Село Верхне-Усинское
В начале XX века некоторые потомки Тараса Иванова Катцына поселилась в Усинском пограничном округе (южная часть Енисейской губернии, на границе с северной Монголией) в селе Верхне - Усинском. Среди них был сын Тараса - Петр с женой Татьяной Лукьяновой, у которых был сын Роман и внуки Григорий, Дмитрий, Михаил, Елизавета и др. Из документа Минусинского архива (см. ниже) следует, что семья Романа Петрова Катцына переселилась в В-Усинское в 1902 году.
Ф. Р-142. Документ Минусинского городского архива
Село Новоселово
В период между 1-й и 2-й ревизиями (1722-1748) семья разночинца Родиона Михайлова Катцына ушла из города Красноярска в село Новоселово. Примерно в 1775 году семья Родиона (за исключением Филиппа) переехала из села Новоселово в деревню Аёшину, а в 1798 году в Аёшину перебралась и семья Филиппа. Филипп имел жену Агафью Петрову и детей - Прокопия, Бориса, Ивана, Прохора, Прасковью 1-ю, Прасковью 2-ю и Матрену. В середине XIX века в село Новоселово из деревни Аешиной переехала семья крестьянина Григория Спиридонова и Мариамны Гавриловой (в девичестве Ленивцевой) Катцыных. Их потомки жили в Новоселово много десятков лет.
Село Анашенское
В 90-е годы XIX века Катцын Николай Петров и его жена Дарья Гаврилова из д. Аёшиной переехали в село Анашенское, где стали жить в семье Алексея Ефимова Кожуховского, приемного сына Николая Петрова Катцына. Жители села Анашенского состояли в приходе Анашенской Спасской церкви.
Село Анаш. Видна каменная Анашенская Спасская церковь постройки 1806 года
Деревня Чернокомская (Чернавка, Черная Кома)
В 60-е годы XIX века из д.Аешиной в д. Чернокомскую Новоселовской волости переехали крестьянские семьи братьев Петра и Михея Матвеевых Катцыных. Жители деревни состояли в приходе Комской Покровской церкви. Прихожанами этой церкви также были православные жители села Комского, деревень: Кульчек, Безкиш, Ивановка.
Деревня Кокарева
По Указу Енисейской Казенной Палаты от 19 марта 1858 г. N2564 в д. Кокореву Новоселовской волости была причислена семья крестьянина Катцына Герасима Афанасьева и его жены Марьи Семеновой из д. Аешиной. В эту деревню также были причислены семьи: Сургутских из д. Улазской, Черкашениных, Черкасовых и Песеговых из д. Яновой. По этому указу было перераспределено много семей Новоселовской волости во вновь образуемые и малонаселенные деревни волости. Жители деревни Кокоревой состояли в приходе Новоселовской Петро-Павловской церкви.
Деревня Янова
С середины XIX века в Яновой Новоселовской волости проживала семья уроженца д. Аешиной Катцына Федора Герасимова, у которого была жена Наталья Семенова Катцына (в девичестве Скобелина).
Деревня Светлолобова
В 1776 году в деревне Светлолобовой проживала семья служащего казака Ивана Родионова Катцына. В начале XX там же проживали семьи крестьян Михаила Афанасьевича Катцына и Афанасия Романовича Катцына.
Село Батеневское (деревня Батенева, Батени)
В селе Батеневском в разное время жили несколько семей Катцыных, выходцев из д. Аешиной. Так, с 50-х годов XIX века там проживала семья Катцына Никифора Трифонова, позднее семьи Катцына Николая Дмитриева, Катцына Павла Михайлова, Катцыной Анастасии Александровой, Катцына Михаила Ефимова, Катцына Мокея Федотова (Федосимова) и другие. С начале XX века в с. Батеневском проживала семья еще одного бывшего жителя д. Аёшиной, Катцына Лукьяна Иванова и его жены Агриппины Степановой. Жители села состояли в приходе Батеневской Живоносного Источника Иконы Божией Матери церкви. Ниже представлены живописные виды в районе пристани Батеневой. Фото начала XX века:
Деревня Тесинская (Тесь)
После 1863 года в деревню Тесинскую Новоселовской волости из деревни Аешиной переехала крестьянская семья Максима Спиридонова Катцына и его жены Дарьи Силовой. Жители деревни состояли в приходе Анашенской Спасской церкви.
Села Новоселово, Анаш, деревни Малый Имыш, Большой Имыш, Аёшина, Батенева,Тесинская, станица Соляноозерная и др. на карте 1888 года
Деревни Имышенская и Черноимышенская (Сухоимышенская)
Семья моего предка разночинца Родиона Михайлова Катцына, после I-й ревизии 1722 года «перешла собою» из Красноярска в село Новоселово. Один из 5-ти сыновей Родиона - Кузьма, примерно в 1770 году перебрался в деревню Имышенскую, находящуюся неподалеку. Самые ранние найденные сведения о деревне Имышенской относятся к 1776 году. В документе Тобольского архива о строительстве Бараитской Троицкой церкви упоминается мещанин этой деревни Козма Катцын. По исповедной росписи Новоселовской Петро-Павловской церкви 1778 года семья крестьянина Кузьмы Родионова Катцына записана уже по деревне Сухоимышенской. Жители деревень Имышенская и Черноимышенская вначале состояли в приходе Новоселовской Петро-Павловской и Караульно-Острожской Спасской церквей. Однако, после открытия в 1781 году Бараитской Троицкой церкви, жители дд. Имышенской и Черноимышенской (Сухоимышенской) перешли в приход этой церкви.
Следует отметить, что в то время очень часто деревни имели по 2-3 названия. Вот и деревня Черноимышенская называлась, как Сухоимышенская, Чернавка, Малоимышенская, ныне именуется, как Малый Имыш. Деревня Имышенская стала называться Большеимышенской, сейчас известна, как Большой Имыш. Семья Кузьмы Родионова Катцына и его потомки на протяжении ряда лет проживали в деревнях Имышенская, Черноимышенская, Ягинская, Кузурбинская Ужурской волости, д. Берешинской Шарыповской волости, где занимались преимущественно крестьянским трудом. Динамика изменения количества дворов и числа жителей деревень Черноимышенской и Имышенской за период с 1776 по 1893 гг. представлена в следующих таблицах:
Деревня Имышенская
Год | Количество | Как поименована | |||
Дворов | Жителей | ||||
Обоего пола душ |
Мужского пола душ |
Женского пола душ |
|||
1776 [1] | 21 | 127 | 66 | 61 | Имышенская |
1778 [2] | 15 | 118 | 56 | 62 | Имышенская |
1792 [3] | 21 | 165 | 87 | 78 | Имышенская |
1799 [4] | 22 | 181 | 90 | 91 | Имышенская |
1816 [5] | 27 | 276 | 134 | 140 | Имышенская |
1845 [6] | 46 | 353 | 163 | 190 | Имышенская |
1850 [7] | 36 | 369 | 170 | 199 | Имышенская |
1859 [8] | 57 | 520 | 287 | 233 | Больше-Имышенская |
1893 [9] | 105 | 565 | 325 | 240 | Больше-Имышенская |
Деревня Черноимышенская
Год | Количество | Как поименована | |||
Дворов | Жителей | ||||
Обоего пола душ |
Мужского пола душ |
Женского пола душ |
|||
1776 [1] | 6 | 20 | 7 | 13 | Черноимышенская |
1778 [2] | 8 | 49 | 26 | 23 | Сухоимышенская |
1792 [3] | 13 | 76 | 31 | 45 | Черноимышенская |
1799 [4] | 25 | 185 | 82 | 103 | Черноимышенская |
1816 [5] | 29 | 225 | 106 | 119 | Черноимышенская |
1845 [6] | 39 | 271 | 129 | 142 | Черноимышенская |
1850 [7] | 37 | 280 | 130 | 150 | Малоимышенская |
1859 [8] | 50 | 416 | 267 | 149 | Мало-Имышенская |
1893 [9] | 120 | 574 | 363 | 211 | Мало-Имышенская |
Деревня Кузурбинская
В д. Кузурбинской Ужурской волости в конце XIX века жила семья Федора Павлова Катцына.
Деревня Берешенская
В 1818 году семья уроженца деревни Имышенской Ужурской волости Ачинской округи Владимира Козмина Катцына переехала в деревню Берешенскую Ужурской волости.
У Владимира была жена Евдокия Иванова и сыновья Василий и Сильвестр.
Деревня Усть-Караскирская (Усть-Караскыр)
В 70-е годы 19 века из деревни Аешиной в деревню Усть-Караскырскую Абаканской волости перебрались крестьянские семьи братьев Якова, Феодора, Макария и Трофима Петровых Катцыных. Жители деревни Усть–Караскыр состояли в приходе Белоярской Николаевской церкви.
Деревня Кнышенская
В 1866 году уроженцы д. Аешиной Хрисанф Гордеев Катцын с женой Еленой Константиновой и детьми Мариамной, Дмитрием и Иваном, братья Иван и Семен Матвеевы Катцыны, а также Андрей Федоров Катцын поселились в деревне Кнышенской Тесинской (Кнышенской) волости. В память о своей малой родине братья Катцыны назвали Аёшкой ту часть деревни Кнышенской, где стояли их дома.
Село Идринское
В 1866 году из деревни Аёшиной в село Идринское Абаканской волости переехала семья отставного солдата Лариона Федорова Катцына, у которого были жена Наталья Козмина (в девичестве Черкашенина, уроженка д. Яновой) и сын Семен.
Деревня Сонская (село Сон)
В марте 1860 года семья еще одного жителя деревни Аёшиной крестьянина Семена Афанасьева Катцына и его жены Параскевы Павловой переехала в деревню Сонскую (село Сон) Новоселовской волости.
Семья крестьянина Семена Еремеева Катцына и его жены Параскевы Антоновой, после 1864 года переехала из деревни Аёшиной в деревню Сонскую (Сон).
Деревня Знаменская
После 1863 года семья уроженца д. Аёшиной крестьянина Феодора Васильева Катцына и его жены Домникии Дмитриевой стала жить в деревне Знаменской Новоселовской (Знаменской) волости.
Источники:
[1] Тобольский архив. Ф. И156. Оп. 3. Д. 1409.
[2] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 28 Б.
[3] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 131 Г.
[4] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 189 Е.
[5] ГАКК. Ф. 592. Оп. 1. Д. 467 А.
[6] ГАКК. Ф. 592. Оп. 2. Д. 217.
[7] ГАКК. Ф. 160. Оп. 3. Д. 407.
[8] Список населенных мест по сведениям 1859 года. Енисейская губерния. Спб., 1864.
[9] Волости и населенные места. Тобольская и Енисейская губернии. ЦСК МВД. Спб., 1893.