Пономарь Новоселовской Петро-Павловской церкви Дмитрий Дружинин
Ниже приведены некоторые документы из Тобольского архива о назначении пономарем Новоселова села Петропавловской церкви поповского сына Дмитрия Борисова Дружинина [1]. Вот первый лист дела:
Дело 1769 года
О производстве Красноярского заказа Новоселова села поповского сына Дмитрея Дружинина во оное же село пономарем.
Далее следует "Всепокорнейшее доношение" Варлааму, Епископу Тобольскому и Сибирскому из Красноярского Духовного Правления от Протопопа Алексия Михайловского с просьбой о рассмотрении кандидатуры Дмитрия Дружинина на место пономаря Новоселовской Петропавловской церкви.
1769 года ноября 26 В чтении худ велеть о[бучени]я тверже.
А в Консистории справясь представит.
N224
ВЕЛИКОМУ ГОСПОДИНУ ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ВАРЛААМУ
ЕПИСКОПУ ТОБОЛЬСКОМУ И СИБИРСКОМУ
Ис Красноярского Духовнаго Правления
Всепокорнейшее доношение
Сего 768 года декабря 6 дня поданным в Красноярское Духовное Правление Красноярского Заказу села Новоселова Петропавловской церкви поповской сын Дмитрей Дружинин доношением объявил, что декабря 1 дня сего года того села Новоселова Петропавловской церкви староста церковной со всеми приходскими людми выбрали ево к той церкви на порожжее место на пономаря, в чем де ему писмянно заручный и выбор дали которой при том доношении и предъявил и просил об отправлении ево К ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ на благоразсмотрение, того ради означенной Дружинин по прошении ево К ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ от Красноярского Духовнаго Правления з данным ему от прихожан выбором на благоразсмотрение при сем всепокорнейшем доношении и отправлен
Вашего Преосвященства всенижайший раб
Города Красноярска Заказщик Соборной
Преображения Господня церкви
Протопоп Алексий Михайловский
1768 года
Декабря 10 дня
Также Красноярским Духовным Правлением дается справка в Тобольскую Духовную Консисторию на Дмитрия Дружинина:
Справкою в Красноярском Духовном Правлении оказалось:
1.Объявленной Дружинин выбор от прихожан имеет, в коем те прихожане подписались довольствовать хлебною ругою, хлебопахотной землею, сенными покосами:,
2.И тем в выборе прописанным, он, Дружинин доволен быть имеет, в чем на том выборе и подписка ево имеется:,
3.По свидетельству Красноярского Духовного Правления тот выбор оказался правильной подлинно,
4.Оной Дружинин читать, писать и петь наслышкою умеет и Устав церковной знает,
5.Жития и состояния добраго,
6.К состоявшейся в прошлом 762 году в верности службы ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ ВСЕМИЛОСТИВИВШЕЙ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕКАТЕРИНЕ АЛЕКСЕЕВНЕ САМОДЕРЖИЦЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ И ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА ВСЕЛЮБЕЗНЕЙШЕМУ СЫНУ ГОСУДАРЮ ЦЕСАРЕВИЧЮ И ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ПАВЛУ ПЕТРОВИЧУ Законному Всероссийского Престола наследнику присяге быть привожен:/
7.От роду ему восмнатцат лет,
8.В штрафах, наказаниях и подозрениях не бывал,
9.В семинарии был в городе Красноярску ис которой за силу Указу ис Тобольской Духовной Консистории выслан в Тобольск на разсмотрение:,
10.При означенной Петропавловской церкви приходских дворов сто дватцат шесть, душ обоего пола тысяча двести дватцат один,
11.Оной Дружинин выбран в пономаря на порожжее место,
12.При оной церкви наличных священноцерковнослужителей священник един, дьячек един,
13.При той церкви священник Прокопей Дружинин оному Дмитрию отец родной:,
14.Вдовцов и двоеженцов при оной церкви не имеется,
15.В подушной оклад не положен,
16.А чтоб он явился к ВАШЕМУ ПРЕОСВЯЩЕНСТВУ в пристойном одеянии и обуви, а не в мужичьем платье, в том взята с него в Красноярском Духовном Правлении подписка
Подписал Протопоп Алексий Михайловский
В Тобольскую Духовную Консисторию отправлен "Заручной выбор" прихожан Новоселовской Петропавловской церкви, в котором они просят выбрать пономарем Дмитрия Дружинина:
1768 года декабря дня Красноярскаго ведомства села Новоселова Петропавловской церкви староста церковной Петр Федоров Черкасов со всеми той церкви нижеподписавшимися приходскими людми со общаго между собою согласия выбрали мы ко оной Петропавловской церкви той же церкви священника Прокопья Дружинина сына ево Димитрия на порожжее место в пономаря которой человек жития и состояния добраго и безпорочного не пьяница не убийца не клеветник не сварливый и к расколу подозрения не бывало и ныне нет славянороссийской грамоте читать и писать умеющий и ежели Его Преосвященством посвящен будет в пономаря, то должны мы ево довольствовать хлебною ругою в год с каждого супружества по пуду, хлебопахатною землею и сенными покосами со удовольствием в чем сей письменной заручной и выбор дали
К сему выбору прозбою старосты Петра Черкасова и обывателей Луки Ивана и Степана Черкашениных и их прозбою руку приложил Сын Боярской Никифор Бузунов
К сему выбору прозбою казака Алексея Кобякова Дмитрея Ленивцова Василия Ленивцова Данила Арзамасова Андрея Плотникова Степана Лукьянова их прозбою Семен Гусев руку приложил
К сему выбору прозбою крестьян Ивана Терскова Петра Терскова Василия Володимерова Михаила Лукьянова Филипа Скрипотчикова Федора Толоконникова Николая Ефремова Григория Малцова и за себя Тит Сергеев руку приложил
По сему выбору во удовольствие что мне показано
то тем доволен быть имею, в чем подписуюсь
поповской сын Дмитре Дружинин подписуюсь
Далее следует справка из Тобольской Духовной Консистории с характеристиками прихода Новоселовской Петропавловской церкви и Дмитрия Дружинина:
По справке
В Тобольской Духовной Консистории по духовным сего 768 года Красноярского Заказа Новоселова села при церкви Петро-Павловской /церкви/ росписям значит:
Приходских дворов 126
В них душ мужеска пола 601
Женска пола 620
Обоего 1221
при них налицо священник 1 Прокопий Борисов Дружинин 45 лет
Дьячек 1 Иван Васильев Воротников 31 года
Пономаря не имеется
С разбору 755 года оному просителю числится
17 лет В подушной оклад не положен
И быть ему при оной церкви пономарем можно
Подканцелярист Василий Максимов 1769 года ноября 28 числа
Скаскою же оный проситель Дмитрей Дружинин
Ноября 27 дня показал:
1.Латинскому диалекту не обучался потому что бран не был Красноярского
2.У присяги 762 году в городе Красноярске при церкви Преображенской заказа
3.В подушной оклад не положен подлинно Новоселова
4.Женат он на разночинской дочери девице села
5.Переводу себя от той церкви в другое место искать и о том прозбами утруждать не будет, а желает жить при той церкви постоянно и трезво Петро-Павловской
6.Не бывших во Исповеди и Святаго Причастия прихожан ложно бывшими, такжи и бывших не бывшими в росписях писать не станет церкви
7.Раскольников кои состоят в том приходе от того их раскола увещанием отвращать неотменно стараться будет, а обид им никаких обязуется не делать поповской
8.В штрафах наказаниях и подозрения ни в каких не бывал сын
9.Хотя состоящий при вышеписанной церкви священноцерковнослужителей священник Прокопий Дружинин и отец ему будет, однако он имеет поступать по силе прав Дмитрей
10.И все вышеписанное показал он справедливо, а не ложно в том под опасением по правилам святых отцов суждения подписуется Дружинин руку приложил
В чтении посредствен Выслушал Катихисиса
Показанной Димитрий Дружинин по выслушании оказался члены веры и заповеди божия знающим. Свидетельствую священник Василий Копылов
1769 года декабря 17 дня
К исповеди и присяге
Оный Дмитрей Дружинин пред посвящением в стихарь исповедался в своем согрешении пред Господом Богом и предо мною нижеподписавшимся и по очищении ево свидетельствую его достоин быть пономарем службы. 1769 года декабря 18 числа. Иеромонах Гедеон.
Показанный Димитрий Дружинин пред посвящением в стихарь к присяге приведен в Тобольском Софийском Соборе 1769 года декабря 18 числа. Иеромонах Иоасаф.
Представить к производству:
Проситель Димитрий Дружинин в пономаря в стихарь посвящен в Тобольском Соборе Преподобных Отцов Антония и Феодосия Печерских декабря 20 дня 1769 года,,,
Варлаам Епископ Тобольский
Дать Граммату
Граммата дана и денги на стол Клиру взяты сего года декабря 29 числа. Стряпчий Андрей Калинин
Грамоту получил и росписался
Источники:
[1] Тобольский архив. Ф. И156. Оп. 2. Д. 2233.